Свадебные традиции Древней Руси

Свадебный Журнал Казани Свадебные статьи на тему: "Разное"

Стоит рассказать еще о нескольких традициях проведения свадеб, которые использовались нашими предками. Быть может, кто-либо из современных молодоженов захочет включить их и в свою свадебную программу. В древности существовало достаточно большое количество традиций, связанных со свадебной церемонией. Нередко русские перенимали их из других стран. Однако в большинстве своем они все же уникальны.

Еще полтора века назад русские невесты выходили замуж либо в красивых национальных костюмах, либо в вечерних туалетах. В обоих случаях в нарядах преобладающим был красный цвет. Моду на подвенечное платье белого цвета ввела английская королева Виктория. Постепенно это веяние распространилось по всему миру. С этого времени традиционным цветом невесты стал белый.

Как правило, свадебные гулянья на Руси продолжались три дня, но вполне допустимым было празднование, длившееся неделю, во время которой угощали всех близких и дальних родственников, а в селах — и всех жителей.

Утром в день свадьбы жених обязательно должен был отправить своей будущей жене «женихову шкатулку», в которой находились все венчальные принадлежности и иные дары (всевозможные сладости, ленты, украшения и пр.).

Снарядихой могла быть только замужняя женщина из родни невесты.

Сразу после того, как в руках молодой девушки оказывалась долгожданная шкатулка, ее начинали собирать под венец. Для этого приглашали снарядиху, в обязанности которой входило одевание и причесывание невесты. Помимо снарядихи в этом обряде принимали участие подруги невесты. Более богатые семьи, купеческие или дворянские, могли позволить себе пригласить цирюльника. Кроме всего прочего, на Руси имел место обычай, по которому право обувать невесту имел лишь «свадебный отрок» (младший брат или другой ее близкий родственник). В более состоятельных семьях невесте в туфлю клали золотую монетку, а свадебный отрок не только обувал невесту, но в его обязанности также входило преподнесение ей на серебряном подносе перчаток и фаты. Именно он провожал ее до свадебной кареты, неся шлейф.

Помимо ритуала одевания невесты, существовали также свои правила для жениха. Так, например, с самого утра его мама лично должна была чесать своему сыну кудри.

В некоторых случаях для того, чтобы сбе¬речь молодого человека от сглаза, крестная мама крестообразно срезала небольшие пучки волос, а места срезов подпаливала.

Естественно, что одежда жениха, так же как и невесты, должна была быть новой. Рубаху его заблаговременно должна была вышить невеста, она же ткала и пояс. По традиции жениха одевал дядя по материнской линии. Он же клал ему в правый сапожок монетку.

Практически повсеместно был распространен обычай о пяти приборах. Его проводили в день свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты. Участвовать в нем могли лишь пять человек: мать, отец, жених (невеста), сваха или тетка, шафер (дружка). Примерно за час до того, как следовало отправляться в церковь, накрывался стол на пять приборов. При этом родители жениха, равно как и родители невесты, благословляли их иконами. Затем необходимо было хороводом обойти стол и немного закусить.

Венцы над головами невесты и жениха держали подневестница и подженишек — в современной свадьбе свидетель и свидетельница. Это должны были быть обязательно неженатые молодые люди. А вот дружка — это, напротив, женатый мужчина, руководивший в те времена всей свадьбой.

Обязательным элементом любой свадьбы являлась традиция передачи матерью невесты своей дочери какого-либо оберега или талисмана. Роль такого оберега могли играть, например, семейные драгоценности, которые передавались от матери к дочери из поколения в поколение. Эти семейные талисманы были очень дороги и не подлежали продаже даже в самый сложный и трудный для семьи период. Лишиться поддержки своих покойных предков означало заведомо обрекать себя на несчастья. Невеста знала, что рано или поздно она передаст эти украшения своей дочери.

Вообще во всех русских деревнях обереги играли чуть ли не центральную роль в жизни людей. При этом «охранником» от злых духов могло быть все что угодно. Например, лук, мак, рыболовная сеть, шерстяные нитки, колокольчики и т. д. На свадьбах к ним прибегали не только в деревне, но и в городе. Так, например, известен обычай, который был более распространен в городе, чем в деревне. Для того чтобы сберечь невесту от сглаза, в подол ее подвенечного платья обязательно втыкались иголки. Именно с этой же целью в дверной косяк того дома, где собирались проводить праздник, вкалывали крест-накрест две крупные иголки. Иголки в этом случае могли заменить и гвозди.

Доброй приметой в древности, равно как и сейчас, являлись пролитые невестой в день свадьбы слезы. Если невеста поплачет в день свадьбы — быть ее жизни в замужестве счастливой и беззаботной.

Свадьба начиналась с венчания. Как правило, жених со своими друзьями и родственниками приезжал к невесте, забирал ее и в церковь отправлялись вместе.

Перед тем как отправиться за невестой, в доме жениха совершались общая молитва и родительское благословение. Дружка, иногда его функции выполнял сват, должен был подозвать всех присутствующих, обращаясь к ним по имени-отчеству, для того чтобы принять напутственные слова. Конечно, в первую очередь свои слова произносили родители. Каждому, кто благословил, жених кланялся в пояс три раза и благодарил. Момент отправления свадебного поезда также сопровождался особы¬ми ритуальными действиями, целью которых были защита от нечистой силы, а также обеспечение появления в новой семье потомства. Отправляющиеся должны были испить пива и вина, обязательно домашнего приготовления, затем их обсыпали каким-либо зерном.

Дружка в этот момент должен был обойти свадебный поезд с иконой в руках и окро¬пить людей и лошадей святой водой. Лишь после всего вышеперечисленного жених мог отправляться за невестой.

Приезд свадебного поезда также не обходился без особых ритуальных действий. В числе таких действий можно назвать самые распространенные: коням жениха преграждали дорогу ряженые, просившие угощения. Закрытые ворота у дома невесты следовало «купить», следом за «покупкой» ворот следовала «покупка» невесты, и наконец в последнюю очередь жених должен был оплатить свое право находиться рядом со своей будущей женой.

При этом все разговоры велись у закрытых ворот. Функции дипломата в этом случае выполнял дружка, который беседовал с отцом и остальной родней невесты. Лишь после того как переговоры заканчивались удачно, с выплатой денег, жениха и его сопровождение впускали во двор. Сегодня мы также используем эту несколько трансформированную традицию выкупа невесты.

В церковь отправлялись на упряжках или на санях, если свадьба праздновалась зимой. На хомутах коней обязательно висели колокольчики, которые своим радостным перезвоном возвещали всей округе: «Свадьба едет!»

При этом в повозке молодоженов должны были обязательно присутствовать пушные шкуры, которые также считались оберегами, способными сохранить жениха и невесту от нечистой силы.

В весеннее и летнее время от свадебного поезда до церкви стелилась дорожка, составленная из цветов. Более богатые слои общества, например купечество, могли позволить себе ковровую дорожку, тянущуюся вплоть до аналоя.

Сразу после того, как молодые были обвенчаны, они торопились к праздничному столу. Однако далеко не на всех свадьбах устраивали общий стол. Зачастую молодые разъезжались каждый по своим родителям. И только после того, как было получено благословение, жених ехал за невестой и привозил ее в свой дом.

Из церкви все возвращались домой, распевая песни. В соответствии со старинными поверьями дорогу молодых в дом жениха можно было легко сглазить и навести на них порчу. Именно поэтому дружка обязательно должен был предупредить любое возможное зло. Так, например, всю дорогу именно он читал молитвы и различные заговоры, также убирал большие камни с дороги, на которые легко можно было напустить колдовство.


Сваха не только находила невесту и участвовала в переговорах, но и была одним из главных действующих лиц на свадьбе. Эта замужняя женщина исполняла многие обрядовые действия, без которых немыслима русская свадьба. ♥

В доме жениха молодых встречала его мама, на которой был надет вывернутый наизнанку тулуп. Она посыпала молодоженов овсом, пшеном — все это также оберегало пару от дурного сглаза и должно было принести достаток в их дом. Затем на пороге показывался отец жениха, теперь родители уже вдвоем благословляли пару и приглашали молодых и всех гостей за стол.

Именно в это время наставал черед уже не шуточного, как до этого, а серьезного выкупа за привезенную невесту. Когда жених проходил все приготовленные для него трудности и отдавал имеющиеся у него деньги, а чаще — подарки (или называл их, если это была домашняя живность), вся толпа отправлялась теперь уже к общему столу.

Постель молодых от порчи охраняла замужняя женщина из родни невесты, называемая на свадьбе постельницей. Она же продавала постель родне жениха и застилала ее для первой брачной ночи.

Празднование проходило всегда в доме мужа. При этом молодой паре совсем не разрешалось пить спиртное. Воздержанием от алкоголя они готовили себя к первой брачной ночи.

В соответствии с установленной традицией первая брачная ночь проводилась вне стен дома. Это объяснялось верой в то, что шумное празднование привлекло нечистую силу в дом родителей жениха. Для того чтобы спрятаться от этой нечистой силы или чтобы ее перехитрить, молодым стели¬ли в сенях или же на сеновале.

Для проведения первой брачной ночи в Казани можно забронировать гостиничный номер. На страничке нашего сайта «Первая брачная ночь» представлены гостиницы и отели Казани.

По наступлении второго свадебного дня праздник продолжался в доме невесты. Именно туда съезжались все друзья, родные и конечно молодожены.

Когда наступал третий день, свою гостеприимность должны были продемонстрировать молодые. Жена преподносила различные угощения гостям, а также раздавала всем рушники, которые сама же и сшила, и выткала. Этим она подчеркивала свое мастерство в ведении хозяйства.

Фотограф Азманова Дина, тел.: 89179138079



21.01.2009, 4280 просмотров.