Венчание (как для него необходимо подготовится)
Свадебный Журнал Казани
→
Организация свадьбы
Церкви Казани
В последнее время вера занимает все большее место в сердцах и жизни людей. Церкви открыты для всех страждущих, и многие находят здесь то, что становится опорой в жизни, ее основой. Потому современные молодожены уже не останавливаются на гражданской регистрации брака, а решаются и на таинство венчания.
В традиции христианства принято называть семью «малой церковью», именно поэтому и отношения внутри семьи в православии рассматриваются не только с точки зрения быта и обыденности, но и с учетом их духовной составляющей.
♥ Стоит учитывать, что венчание не проводится по вторникам, четвергам, субботам, в дни постов, на Святки, в Сырную седмицу, в Пасхальную неделю, 14 февраля, 6 апреля, в канун Вознесения Господня, в канун дня Святой Троицы, 10, 11, 20, 26 и 27 сентября и 13 октября. ♥
И после произнесения священником тайносвершительных слов: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» и благословения два разных человека становятся мужем и женой, становятся «единой плотью», разделить которую не в силах человека. Ибо, как сказано в Евангелии: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).
Истинно христианская любовь становится основой крепкой семьи, объединяет супругов, помогает им преодолеть различия в их характерах, рождает чувство терпимости к недостаткам и дает им возможность совместно выдержать любые жизненные трудности и испытания.
Таинство венчания, как и все установленные церковью таинства, является не просто красивым обрядом. Совершение любого таинства — очень большая ответственность, поэтому и к решению вступить в брак по законам церкви следует отнестись очень осознанно. По закону, существующему в России, церковный брак может быть заключен только в том случае, если жених и невеста уже состоят в официально зарегистрированном ЗАГСом браке. Именно поэтому венчание проводится только после регистрации. Соблюдение этого закона также дает церкви возможность убедиться в серьезности намерений венчающихся. Поэтому перед началом таинства в храме будущих супругов попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Вполне возможно осуществление и гражданской регистрации, и совершение таинства венчания в один день. Если же по каким-то причинам это оказывается невозможным и между моментами регистрации и венчания проходит какое-то время, то по христианским законам жених и невеста должны воздерживаться от супружеских отношений до тех пор, пока их союз не будет освящен церковью.
♥ На страничке нашего сайта «Мечети и церкви» в закладке «Церкви, храмы, соборы, Казань» представлены соборы Казани, проводящие венчание. ♥
Нередко таинство венчания совершается над супругами, прожившими в официальном браке в течение достаточно длительного времени. Совершению таинства венчания в этом случае непременно предшествует таинство покаяния обоих супругов и принятие ими причастия.
♥ В традиции православной церкви установилось уважительное отношение к государственно зарегистрированным брачным отношениям, хотя это считается недостаточным для тех супругов, которые сознательно исповедуют православие. ♥
Так называемые гражданские браки, не скрепленные государственным актом, в христианском представлении являются безответственными и греховными отношениями.
Для того чтобы над женихом и невестой могло быть совершено таинство венчания, естественно, они должны быть верующими крещеными православными христианами.
Согласно законам Русской православной церкви таинство венчания не совершается в дни всех четырех многодневных постов, а также во время Сырной (Масленичной) недели, в дни Светлой (Пасхальной) седмицы, в период от Рождества Христова до Крещения (с 7 по 19 января), накануне двунадесятых праздников, даты которых указываются в церковных календарях, и престольных храмовых дней, даты которых нужно узнавать в каждом конкретном храме. Также по церковным законам нельзя сочетаться браком по вторникам и четвергам, т. е. накануне постных дней среды и пятницы, часто отказывают в совершении этого таинства по субботам. Не совершается таинство венчания и накануне таких праздников, как Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа / I I сентября) и Воздвижение Креста Господня (14/ 27 сентября). В случае возникновения крайних обстоятельств возможно отступление от этих правил, но разрешение на это может дать только правящий архиерей.
Все остальные дни, в которые по церковным законам возможно совершение таинства венчания, являются одинаково благоприятными для создания семьи.
♥ Существующие в народе суеверия такого рода, как «нельзя венчаться в мае», не имеют под собой никакой реальной почвы и не должны иметь значения для истинно верующих людей. ♥
Как и любое христианское таинство, таинство венчания требует от человека достаточно серьезной внутренней подготовки. Так как обычно венчанию предшествуют исповедь жениха и невесты и принятие ими Святого причастия, то к этим таинствам они должны подготовиться соответствующим образом. Как правило, такая подготовка включает в себя 3—4-дневный пост с воздержанием не только от скоромной еды, но и от различных развлечений, чтение необходимых молитв и проследование к Святому причастию, приготовление к беседе с пастырем церкви на исповеди. Накануне исповеди и причастия нельзя есть, пить, курить, также будущим супругам следует воздержаться от физической близости.
О совершении этого таинства в храме следует договориться заранее, обговорив день и время, лучше всего — именно с тем священником, который будет совершать таинство. В крупных храмах может осуществляться предварительная запись на венчание. Записать молодых на определенный день и время может любой из их родственников. Тех, кого интересует, кто именно из служащих в храме иереев будет совершать таинство, могут в церковной лавочке узнать имя священника, на которого выпадает очередность треб в назначенный день. Заранее нужно позаботиться о подготовке всех необходимых при венчании вещей: икон, колец, свечей, полотенца. Кроме этого, можно принести с собой два белых носовых платка для того, чтобы держать свечи. Хорошо, если на венчании смогут присутствовать два свидетеля.
О возможности вести во время совершения таинства венчания фото- и видеосъемку необходимо узнать в храме заранее. Если в этом отказано, можно ограничиться памятной фотографией на фоне храма. Согласно церковному уставу венчание нескольких пар одновременно нежелательно, однако в выходные и праздничные дни в крупных храмах такое явление не редкость, так как венчание одной пары продолжается не менее 45—60 мин. Но следует помнить о том, что в будние дни — в понедельник, среду или пятницу — такого практически никогда не бывает.
♥ В свершении таинства брака жених и невеста получают благословение церкви на совместную жизнь, на рождение и воспитание потомства. Перед лицом Господа они дают обещание хранить верность друг другу всю жизнь. ♥
При выборе одежды и обуви для венчания особое внимание следует уделить наряду невесты. Если планируется посещение храма сразу после гражданской регистрации, то для жениха вполне уместен его свадебный костюм, а вот невесте стоит позаботиться о том, чтобы ее праздничный наряд соответствовал церковным нормам. Платье не должно иметь глубокого выреза и не оставлять руки высоко открытыми. При необходимости наряд можно дополнить подходящей к платью накидкой или пелериной, которую невеста наденет перед тем, как переступить порог храма. Согласно канонам православия женщина не должна появляться в храме с непокрытой головой, поэтому для будущей супруги обязателен какой-либо головной убор — соответствующий ее костюму платок или фата. Однако следует помнить о том, что пышная и длинная фата может помешать невесте свободно двигаться, когда ей придется идти вместе с женихом вокруг аналоя, также обилие горящих в храме свечей делает использование такого украшения небезопасным. В последние годы нередко вместо традиционного свадебного платья девушки отдают предпочтение брючным костюмам. Однако для венчания в храме такая одежда не подходит. Стоит позаботиться и об удобной обуви для невесты, так как в туфлях на высоком каблуке стоять в течение всего времени свершения таинства ей будет очень неудобно. Украшения и косметика могут присутствовать только в минимальном количестве. Недопустимо приходить в храм с накрашенными губами, так как во время совершения таинства венчания будущим супругам придется прикладываться к святым образам. Броский макияж и маникюр, использование духов будут знаками неуважения к традициям православной церкви.
Невесте также следует помнить о том, что во время критических дней женщине не позволяется посещать храм, потому и это обстоятельство должно быть учтено заранее.
В день бракосочетания принято заказывать в храме службу молебна Господу Иисусу Христу о благословении доброго дела. Священник во время совершения таинства будет благословлять молодых иконами Иисуса и Богоматери.
В прежние времена на Руси существовала традиция, согласно которой эти иконы брались из дома родителей и хранились супругами в течение всей их жизни как одна из величайших семейных святынь. В настоящее время эти иконы можно принести с собой в храм, а можно купить в церковной лавочке непосредственно перед совершением таинства. Неизменным атрибутом церковного венчания являются кольца жениха и невесты, которые освящаются в храме.
♥ Дом и имение — наследство от родите¬лей, а разумная жена — от Господа. Ветхий Завет. Притчи Соломона. Гл. 19, ст. 14. ♥
В православии нет строгих требований к материалу, из которого будут изготовлены кольца. Они могут быть и традиционно золотыми у обоих супругов, и серебряными. Иногда для будущего мужа приобретается золотое кольцо — символ солнца, главного светила на небе, подобно которому и муж в христианском браке является главным источником духовного света. Серебряное кольцо будущей жены символизирует меньшее светило — луну, которая блистает отраженным от солнца светом. Не возбраняется использовать в качестве обручальных и кольца, украшенные драгоценными камнями. Верующие люди часто покупают для венчания кольца с христианской символикой — с изображением креста или слов «Спаси и сохрани».
Венчальные свечи отличаются от обычных тонких церковных свечей, которые традиционно зажигают перед иконами. Такие свечи можно купить в храме непосредственно перед венчанием.
По традиции, сложившейся в Русской православной церкви, венчальные свечи принято бережно хранить как напоминание о святости союза, скрепленного властью и волей Господа. При этом нередко их помещают около икон, которыми родители благословляли молодых на брак. Зажигать венчальные свечи допустимо только в случае длительной разлуки с супругом или возникновении разлада в супружеских отношениях. Огонь такой освященной свечи становится символическим напоминанием супругам о дне их венчания, о святости их брака и силе любви. Согласно существующему на Руси обычаю венчальные свечи укладывают в гроб того супруга, который скончался последним.
Белое полотенце (рушник), которое во время совершения таинства будет расстилаться под ноги жениху и невесте, обычно приносят с собой. Белый или бледно-розовый цвет полотенца символизирует чистоту и святость совершаемого таинства.
В настоящее время церковные правила допускают совершение таинства венчания без участия поручителей. Если же будущие супруги приглашают свидетелей, то они должны помнить о том, что для этой роли подходят только православные крещеные верующие люди, лучше всего — воцерквленные, относящиеся к свершающемуся таинству с должным почтением и благоговением. При серьезном отношении к своим обязанностям свидетели должны помнить, что во многом их роль сходна с ролью восприемника при крещении — будучи более опытными и духовно развитыми людьми, они берут на себя ответственность за духовное будущее рождающейся семьи. Поэтому согласно древним традициям в поручители старались приглашать взрослых людей, имеющих опыт духовной и супружеской жизни. В настоящее же время роль поручителей стала более условной. Однако люди, приглашенные на их роль, обязательно должны быть крещеными православными христианами. При выборе шаферов необходимо учитывать их рост и физические возможности, так как в течение достаточно долгого времени им придется держать тяжелые венцы над головами будущих супругов.
♥ По времени венчание обычно длится от 40 до 60 мин. Вполне допустимо венчание нескольких пар сразу. ♥
Перед совершением таинства венчания жених и невеста исповедуются, присутствуют на литургии и подходят к причастию. Однако исповедаться и причаститься будущие супруги могут не только в сам день венчания, но и накануне. Однако присутствие на литургии, после которой начнется совершение таинства, желательно не только для будущих супругов, но и для всех, кто собирается присутствовать на их бракосочетании. В это время, участвуя в общих молитвах, жених и невеста настраиваются на нужный лад, проникаются настроением торжественности и святости всего происходящего в храме и готовятся к тому часу, в течение которого вся церковь будет молиться только о них.
В древности таинство венчания всегда следовало непосредственно за литургией. В настоящее время такое не всегда возможно, так как после окончания литургии обычно начинаются молебны, панихиды и отпевания. Если дни гражданской регистрации и венчания в храме не совпадают, будущие супруги могут прийти на исповедь и службу, принять святое причастие, покинуть храм и вернуться к часу, на который назначено венчание, надев праздничную одежду. В это же время в храм могут подойти и те родственники и друзья молодоженов, которые по каким-либо причинам не присутствовали на литургии.
Перед тем как перейти к совершению таинства венчания, священник проводит обряд обручения. Надо отметить, что в прежние времена обручение могло быть совершено задолго до венчания, то же допустимо и в наши дни. В прошлом обручение совершалось при помолвке будущих супругов и могло быть по прошествии некоторого времени расторгнуто без каких-либо последствий. Однако сейчас большинство людей предпочитает совершить и обручение, и венчание в один день.
♥ Обручение будущих супругов становится знаком того, что их союз скрепляется перед лицом Господа, по Его воле и в Его присутствии. ♥
Обряд обручения совершается после окончания Божественной литургии. Совершение обручения в храме является свидетельством того, что жених принимает свою невесту от самого Всевышнего. Все действия священника при совершении данного обряда имеют символическое значение и направлены на то, чтобы обручающиеся как можно глубже прочувствовали святость этого момента. Поэтому перед началом совершения обряда будущие супруги стоят перед дверями храма, а священник, который символически изображает Господа Бога, находится в алтаре. Вводя в храм жениха и невесту, священник показывает им, что с этого момента для них начинается новая жизнь в супружестве.
Каждение, которым начинается обряд обручения, восходит к древнейшим временам и напоминает о благочестивом Товии, который, возжигая сердце и печень рыбы и читая молитву, отгонял демона, мешающего честному супружеству. После каждения священнослужитель три раза произносит слова благословения сначала для жениха, потом для невесты: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» — и дает каждому по зажженной свече.
После каждого благословения священника жених и невеста осеняют себя крестным знамением. Свечи принято держать в левой руке, так как правой будущие супруги будут креститься. Зажженные свечи, которые священник вручает жениху и невесте, являются символом христианской любви, которая будет скреплять их брак и должна стать такой же чистой и пламенной, как огонь.
Свершитель таинства венчания молится Господу о ниспослании благословения будущим супругам для совершения всякого благого дела. После слов «Мир всем!» по повелению священника все присутствующие в храме преклоняют головы перед Господом в ожидании его благословения. Священник в это время молча читает молитву к Спасителю, который как жених обручил себе святую церковь.
Закончив чтение молитвы, священник берет с престола кольцо жениха и надевает его будущему супругу, трижды осеняя его крестным знамением и произнося слова: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После этого священник надевает кольцо будущей супруге, трижды осеняя ее крестным знамением и произнося: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
♥ В христианской традиции принято счи¬тать образ зажженной свечи символом целомудрия вступающих в брак и Божьей благодати, сходящей на них при совершении таинства венчания. ♥
Получив благословение священника, жених и невеста обмениваются кольцами. Будущий муж отдает свое кольцо невесте, выражая этим жестом свою любовь и готовность жертвовать всем для блага своей жены. Невеста отдает свое кольцо будущему супругу, выражая свою преданность и покорность. Обмен кольцами между венчающимися происходит три раза, символизируя святость триединой сущности Господа. В некоторых случаях передавать кольца жениху и невесте может и сам священник.
После обмена кольцами священник возносит молитву к Господу, в которой просит о том, чтобы тот ниспослал свое благословение на свершившееся обручение и утвердил его своей божественной волей, а также послал ангела-хранителя молодым супругам, который будет оберегать их брак и руководить им в новой жизни. На этом обряд обручения завершается.
Начинается совершение таинства венчания: жениха и невесту, держащих в руках зажженные свечи, выводят на середину храма. Впереди идет священник с кадилом. Церковный хор встречает приближающихся жениха и невесту словами псалма 127 пророка Давида, восхваляющего осененное божественной благодатью супружество. Пение каждого стиха псалма предваряется словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Перед аналоем на полу расстилают белое или розовое полотенце, на которое становятся подошедшие жених и невеста. На аналое лежат Святое Евангелие, крест и венцы.
♥ Корона и свадебный венец имеют единое предназначение: коронуют в первом случае на самодержавие, во втором — на «царствование» в браке. ♥
В ответ на вопросы священника будущие супруги подтверждают свободу и непринужденность своего решения сочетаться браком. Вопрос, который священник обращает к жениху, звучит так: «Имаши ли, (имя), произволение благое и непринужденное и крепкую мысль пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» («Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?») На что жених может ответить согласно церковному канону: «Имам, честный отче» («Имею, честный отче»), хотя допустимым считается и ответ «Да».
Следующим вопросом священник выясняет, не было ли женихом дано в прошлом обещание вступить в брак другой женщине: «Не обещался ли еси иной невесте?» («Не связан ли ты обещанием другой невесте?») На что жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» («Нет, не связан») — или просто «Нет».
Аналогичные вопросы задаются и невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное и твердую мысль пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши?» «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?») и «Не обещалася ли еси иному мужу?» («Не связана ли обещанием другому жениху?»), на что получает соответствующие ответы.
Несмотря на кажущуюся формальность задаваемых священником вопросов, на самом деле в традиции православия именно добровольность и свобода решения вступить в брак считаются решающим условием для его заключения. В этот момент плотский, физический союз двух людей считается заключенным. После этого начинается таинство заключения их духовного союза — чин венчания.
Литургический возглас «Благословенно Царство...» свидетельствует о том, что вступающие в брак находятся во власти Царства Божия. Вслед за этим читаются краткие ектеньи о телесном здоровье и душевном благосостоянии вступающих в брак, после чего священник переходит к чтению трех пространных молитв.
После чтения этих молитв происходит самая важная часть таинства венчания. Все то, о чем просил священник Господа вместе со всею церковью, в этот момент начинает свершаться.
Священник берет с престола венец, подобный богато украшенной царской короне, осеняет им крестообразно жениха, дает ему приложиться к образу Спасителя на передней части венца и возлагает венец ему на голову. Если на венчании присутствуют свидетели, то венец над головой жениха держит один из них. Эти действия священнослужитель сопровождает словами: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
После этого священник берет с престола второй венец и благословляет им невесту, которая целует образ Богородицы. Возлагая ей на голову венец или передавая его свидетельнице, священник произносит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Наступает самый важный и торжественный момент венчания — будущие супруги с венцами на головах стоят перед лицом всей церкви и Всевышнего и ждут его благословения.
Священник трижды произносит слова: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» — и наделенный в этот момент властью соединить двух людей в одно от лица Творца он трижды благословляет вступающих в брак. Все люди, присутствующие на совершении таинства венчания, усиливая молитвенное обращение священника, про себя повторяют его слова. Этими словами и возложением венцов на головы жениха и невесты и запечатлевается таинство венчания, освященного православной церковью и благословленного Господом.
♥ Истинной супружеской любовью в христианстве считаются жертвенная преданность мужа жене и ее смиренная покорность мужу — отношения, подобные отношениям церкви и Иисуса Христа. ♥
После окончания чтения Евангелия от лица церкви произносится прошение о ново¬брачных и священник возносит молитву к Господу о том, чтобы вступившие в брак сохраняли веру и единомыслие, брак их всегда оставался честным, а ложе — нескверным, чтобы они пребывали в сожительстве непорочном и жили долгие годы, совместно выполняя заповеди Божьи.
После возгласа священника «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывать Тебе, небеснаго Бога Отца, и глагол» обвенчанные супруги и все присутствующие в храме поют молитву «Отче наш», которая считается основной молитвой христианской церкви, оставленной самим Христом. Завершая таинство венчания, это молитва становится подтверждением решимости новобрачных служить Всевышнему своей «малой церковью» — семьей, становясь воплощением на земле Его воли. В знак преданности и покорности творцу новобрачные преклоняют головы.
Закончив пение молитвы, священник славит Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, возглашает: «Мир всем!» По его повелению новобрачные преклоняют головы перед Господом, а иерею подают чашу, наполненную красным вином.
После благословения иерей предлагает трижды отпить из чаши по глотку вина по очереди — сначала мужу, потом жене. После преподания общей чаши священник берет правую руку супруга и соединяет ее с правой рукой его жены, накрывает соединенные руки молодоженов своей епитрахилью и прикрывает сверху своей рукой.
После этого, следуя за священником, новобрачные трижды обходят вокруг аналоя. Символизм круга в христианстве как образа вечности имеет глубокое значение и в этом таинстве — кругом навеки скрепляется союз, благословленный Господом.
После обхождения аналоя венцы с новобрачных снимаются и священник произносит возвышенные слова приветствия супругов.
Молитвы, которые иерей читает после этого, обращены к Всевышнему, благословившему своим чудом брачный союз в Канне Галилейской. Священник просит Господа принять венцы непорочными и неоскверненными в своем Царствии. Во время чтения второй молитвы новобрачные преклоняют головы, а священник запечатлевает свое прошение к Господу именем Пресвятой Троицы и своим иерейским благословением. После этого согласно традиции в знак чистой и освященной Господом любви супруги могут поцеловать друг друга.
♥ Не могут стать супругами по церковным законам кровные родственники, если они приходятся друг другу двоюродными или троюродными братом и сестрой, т. е. вплоть до четвертой степени родства. Невозможны браки между крестниками и их восприемниками, между крестными родителями одного ребенка, а также между одним из восприемников и кровным родителем крестника. ♥
Священник подводит новобрачных к царским вратам, муж прикладывается поцелуем к образу Спасителя, а жена — к образу Богородицы. Поменявшись местами, муж целует образ Богородицы, а жена — образ Спасителя. После этого они прикладываются к святому кресту и получают от священника две иконы — Спасителя и Божьей Матери.
По сложившейся на Руси традиции, после венчания молодые супруги, их родители, свидетели и все остальные гости отправ¬ляются на праздничную трапезу, которая должна стать достойным продолжением того торжественного и радостного события, которое свершилось в храме. По сложившейся традиции, в наши дни праздничный обед обычно предваряет прогулка по городу.
Фотограф Азманова Дина, тел.: 89179138079
венчание
20.01.2009, 4283 просмотра.