Венчание (как для него необходимо подготовится)

Свадебный Журнал Казани Организация свадьбы

Церкви  Казани

В последнее время вера занимает все большее место в сердцах и жизни людей. Церкви открыты для всех страждущих, и многие находят здесь то, что становится опорой в жизни, ее основой. Потому современные молодожены уже не останавливаются на гражданской регистрации брака, а решаются и на таинство венчания.

В традиции христианства принято называть семью «малой церковью», именно поэтому и отношения внутри семьи в православии рассматриваются не только с точки зрения быта и обыденности, но и с учетом их духовной составляющей.

Стоит учитывать, что венчание не проводится по вторникам, четвергам, субботам, в дни постов, на Святки, в Сырную седмицу, в Пасхальную неделю, 14 февраля, 6 апреля, в канун Вознесения Господня, в канун дня Святой Троицы, 10, 11, 20, 26 и 27 сентября и 13 октября.

И после произнесения священником тайносвершительных слов: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» и благословения два разных человека становятся мужем и женой, становятся «единой плотью», разделить которую не в силах человека. Ибо, как сказано в Евангелии: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

Истинно христианская любовь становится основой крепкой семьи, объединяет супругов, помогает им преодолеть различия в их характерах, рождает чувство терпимости к недостаткам и дает им возможность совместно выдержать любые жизненные трудности и испытания.

Таинство венчания, как и все установленные церковью таинства, является не просто красивым обрядом. Совершение любого таинства — очень большая ответственность, поэтому и к решению вступить в брак по законам церкви следует отнестись очень осознанно. По закону, существующему в России, церковный брак может быть заключен только в том случае, если жених и невеста уже состоят в официально зарегистрированном ЗАГСом браке. Именно поэтому венчание проводится только после регистрации. Соблюдение этого закона также дает церкви возможность убедиться в серьезности намерений венчающихся. Поэтому перед началом таинства в храме будущих супругов попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Вполне возможно осуществление и гражданской регистрации, и совершение таинства венчания в один день. Если же по каким-то причинам это оказывается невозможным и между моментами регистрации и венчания проходит какое-то время, то по христианским законам жених и невеста должны воздерживаться от супружеских отношений до тех пор, пока их союз не будет освящен церковью.

На страничке нашего сайта «Мечети и церкви» в закладке «Церкви, храмы, соборы, Казань» представлены соборы Казани, проводящие венчание.
Нередко таинство венчания совершается над супругами, прожившими в официальном браке в течение достаточно длительного времени. Совершению таинства венчания в этом случае непременно предшествует таинство покаяния обоих супругов и принятие ими причастия.

В традиции православной церкви установилось уважительное отношение к государственно зарегистрированным брачным отношениям, хотя это считается недостаточным для тех супругов, которые сознательно исповедуют православие.

Так называемые гражданские браки, не скрепленные государственным актом, в христианском представлении являются безответственными и греховными отношениями.

Для того чтобы над женихом и невестой могло быть совершено таинство венчания, естественно, они должны быть верующими крещеными православными христианами.

Согласно законам Русской православной церкви таинство венчания не совершается в дни всех четырех многодневных постов, а также во время Сырной (Масленичной) недели, в дни Светлой (Пасхальной) седмицы, в период от Рождества Христова до Крещения (с 7 по 19 января), накануне двунадесятых праздников, даты которых указываются в церковных календарях, и престольных храмовых дней, даты которых нужно узнавать в каждом конкретном храме. Также по церковным законам нельзя сочетаться браком по вторникам и четвергам, т. е. накануне постных дней среды и пятницы, часто отказывают в совершении этого таинства по субботам. Не совершается таинство венчания и накануне таких праздников, как Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа / I I сентября) и Воздвижение Креста Господня (14/ 27 сентября). В случае возникновения крайних обстоятельств возможно отступление от этих правил, но разрешение на это может дать только правящий архиерей.

Все остальные дни, в которые по церковным законам возможно совершение таинства венчания, являются одинаково благоприятными для создания семьи.

Существующие в народе суеверия такого рода, как «нельзя венчаться в мае», не имеют под собой никакой реальной почвы и не должны иметь значения для истинно верующих людей.

Как и любое христианское таинство, таинство венчания требует от человека достаточно серьезной внутренней подготовки. Так как обычно венчанию предшествуют исповедь жениха и невесты и принятие ими Святого причастия, то к этим таинствам они должны подготовиться соответствующим образом. Как правило, такая подготовка включает в себя 3—4-дневный пост с воздержанием не только от скоромной еды, но и от различных развлечений, чтение необходимых молитв и проследование к Святому причастию, приготовление к беседе с пастырем церкви на исповеди. Накануне исповеди и причастия нельзя есть, пить, курить, также будущим супругам следует воздержаться от физической близости.

О совершении этого таинства в храме следует договориться заранее, обговорив день и время, лучше всего — именно с тем священником, который будет совершать таинство. В крупных храмах может осуществляться предварительная запись на венчание. Записать молодых на определенный день и время может любой из их родственников. Тех, кого интересует, кто именно из служащих в храме иереев будет совершать таинство, могут в церковной лавочке узнать имя священника, на которого выпадает очередность треб в назначенный день. Заранее нужно позаботиться о подготовке всех необходимых при венчании вещей: икон, колец, свечей, полотенца. Кроме этого, можно принести с собой два белых носовых платка для того, чтобы держать свечи. Хорошо, если на венчании смогут присутствовать два свидетеля.

О возможности вести во время совершения таинства венчания фото- и видеосъемку необходимо узнать в храме заранее. Если в этом отказано, можно ограничиться памятной фотографией на фоне храма. Согласно церковному уставу венчание нескольких пар одновременно нежелательно, однако в выходные и праздничные дни в крупных храмах такое явление не редкость, так как венчание одной пары продолжается не менее 45—60 мин. Но следует помнить о том, что в будние дни — в понедельник, среду или пятницу — такого практически никогда не бывает.

В свершении таинства брака жених и невеста получают благословение церкви на совместную жизнь, на рождение и воспитание потомства. Перед лицом Господа они дают обещание хранить верность друг другу всю жизнь. ♥

При выборе одежды и обуви для венчания особое внимание следует уделить наряду невесты. Если планируется посещение храма сразу после гражданской регистрации, то для жениха вполне уместен его свадебный костюм, а вот невесте стоит позаботиться о том, чтобы ее праздничный наряд соответствовал церковным нормам. Платье не должно иметь глубокого выреза и не оставлять руки высоко открытыми. При необходимости наряд можно дополнить подходящей к платью накидкой или пелериной, которую невеста наденет перед тем, как переступить порог храма. Согласно канонам православия женщина не должна появляться в храме с непокрытой головой, поэтому для будущей супруги обязателен какой-либо головной убор — соответствующий ее костюму платок или фата. Однако следует помнить о том, что пышная и длинная фата может помешать невесте свободно двигаться, когда ей придется идти вместе с женихом вокруг аналоя, также обилие горящих в храме свечей делает использование такого украшения небезопасным. В последние годы нередко вместо традиционного свадебного платья девушки отдают предпочтение брючным костюмам. Однако для венчания в храме такая одежда не подходит. Стоит позаботиться и об удобной обуви для невесты, так как в туфлях на высоком каблуке стоять в течение всего времени свершения таинства ей будет очень неудобно. Украшения и косметика могут присутствовать только в минимальном количестве. Недопустимо приходить в храм с накрашенными губами, так как во время совершения таинства венчания будущим супругам придется прикладываться к святым образам. Броский макияж и маникюр, использование духов будут знаками неуважения к традициям православной церкви.

Невесте также следует помнить о том, что во время критических дней женщине не позволяется посещать храм, потому и это обстоятельство должно быть учтено заранее.

В день бракосочетания принято заказывать в храме службу молебна Господу Иисусу Христу о благословении доброго дела. Священник во время совершения таинства будет благословлять молодых иконами Иисуса и Богоматери.

В прежние времена на Руси существовала традиция, согласно которой эти иконы брались из дома родителей и хранились супругами в течение всей их жизни как одна из величайших семейных святынь. В настоящее время эти иконы можно принести с собой в храм, а можно купить в церковной лавочке непосредственно перед совершением таинства. Неизменным атрибутом церковного венчания являются кольца жениха и невесты, которые освящаются в храме.

Дом и имение — наследство от родите¬лей, а разумная жена — от Господа. Ветхий Завет. Притчи Соломона. Гл. 19, ст. 14.

В православии нет строгих требований к материалу, из которого будут изготовлены кольца. Они могут быть и традиционно золотыми у обоих супругов, и серебряными. Иногда для будущего мужа приобретается золотое кольцо — символ солнца, главного светила на небе, подобно которому и муж в христианском браке является главным источником духовного света. Серебряное кольцо будущей жены символизирует меньшее светило — луну, которая блистает отраженным от солнца светом. Не возбраняется использовать в качестве обручальных и кольца, украшенные драгоценными камнями. Верующие люди часто покупают для венчания кольца с христианской символикой — с изображением креста или слов «Спаси и сохрани».

Венчальные свечи отличаются от обычных тонких церковных свечей, которые традиционно зажигают перед иконами. Такие свечи можно купить в храме непосредственно перед венчанием.

По традиции, сложившейся в Русской православной церкви, венчальные свечи принято бережно хранить как напоминание о святости союза, скрепленного властью и волей Господа. При этом нередко их помещают около икон, которыми родители благословляли молодых на брак. Зажигать венчальные свечи допустимо только в случае длительной разлуки с супругом или возникновении разлада в супружеских отношениях. Огонь такой освященной свечи становится символическим напоминанием супругам о дне их венчания, о святости их брака и силе любви. Согласно существующему на Руси обычаю венчальные свечи укладывают в гроб того супруга, который скончался последним.

Белое полотенце (рушник), которое во время совершения таинства будет расстилаться под ноги жениху и невесте, обычно приносят с собой. Белый или бледно-розовый цвет полотенца символизирует чистоту и святость совершаемого таинства.

В настоящее время церковные правила допускают совершение таинства венчания без участия поручителей. Если же будущие супруги приглашают свидетелей, то они должны помнить о том, что для этой роли подходят только православные крещеные верующие люди, лучше всего — воцерквленные, относящиеся к свершающемуся таинству с должным почтением и благоговением. При серьезном отношении к своим обязанностям свидетели должны помнить, что во многом их роль сходна с ролью восприемника при крещении — будучи более опытными и духовно развитыми людьми, они берут на себя ответственность за духовное будущее рождающейся семьи. Поэтому согласно древним традициям в поручители старались приглашать взрослых людей, имеющих опыт духовной и супружеской жизни. В настоящее же время роль поручителей стала более условной. Однако люди, приглашенные на их роль, обязательно должны быть крещеными православными христианами. При выборе шаферов необходимо учитывать их рост и физические возможности, так как в течение достаточно долгого времени им придется держать тяжелые венцы над головами будущих супругов.

По времени венчание обычно длится от 40 до 60 мин. Вполне допустимо венчание нескольких пар сразу.

Перед совершением таинства венчания жених и невеста исповедуются, присутствуют на литургии и подходят к причастию. Однако исповедаться и причаститься будущие супруги могут не только в сам день венчания, но и накануне. Однако присутствие на литургии, после которой начнется совершение таинства, желательно не только для будущих супругов, но и для всех, кто собирается присутствовать на их бракосочетании. В это время, участвуя в общих молитвах, жених и невеста настраиваются на нужный лад, проникаются настроением торжественности и святости всего происходящего в храме и готовятся к тому часу, в течение которого вся церковь будет молиться только о них.

В древности таинство венчания всегда следовало непосредственно за литургией. В настоящее время такое не всегда возможно, так как после окончания литургии обычно начинаются молебны, панихиды и отпевания. Если дни гражданской регистрации и венчания в храме не совпадают, будущие супруги могут прийти на исповедь и службу, принять святое причастие, покинуть храм и вернуться к часу, на который назначено венчание, надев праздничную одежду. В это же время в храм могут подойти и те родственники и друзья молодоженов, которые по каким-либо причинам не присутствовали на литургии.

Перед тем как перейти к совершению таинства венчания, священник проводит обряд обручения. Надо отметить, что в прежние времена обручение могло быть совершено задолго до венчания, то же допустимо и в наши дни. В прошлом обручение совершалось при помолвке будущих супругов и могло быть по прошествии некоторого времени расторгнуто без каких-либо последствий. Однако сейчас большинство людей предпочитает совершить и обручение, и венчание в один день.

Обручение будущих супругов становится знаком того, что их союз скрепляется перед лицом Господа, по Его воле и в Его присутствии.

Обряд обручения совершается после окончания Божественной литургии. Совершение обручения в храме является свидетельством того, что жених принимает свою невесту от самого Всевышнего. Все действия священника при совершении данного обряда имеют символическое значение и направлены на то, чтобы обручающиеся как можно глубже прочувствовали святость этого момента. Поэтому перед началом совершения обряда будущие супруги стоят перед дверями храма, а священник, который символически изображает Господа Бога, находится в алтаре. Вводя в храм жениха и невесту, священник показывает им, что с этого момента для них начинается новая жизнь в супружестве.

Каждение, которым начинается обряд обручения, восходит к древнейшим временам и напоминает о благочестивом Товии, который, возжигая сердце и печень рыбы и читая молитву, отгонял демона, мешающего честному супружеству. После каждения священнослужитель три раза произносит слова благословения сначала для жениха, потом для невесты: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» — и дает каждому по зажженной свече.

После каждого благословения священника жених и невеста осеняют себя крестным знамением. Свечи принято держать в левой руке, так как правой будущие супруги будут креститься. Зажженные свечи, которые священник вручает жениху и невесте, являются символом христианской любви, которая будет скреплять их брак и должна стать такой же чистой и пламенной, как огонь.

Свершитель таинства венчания молится Господу о ниспослании благословения будущим супругам для совершения всякого благого дела. После слов «Мир всем!» по повелению священника все присутствующие в храме преклоняют головы перед Господом в ожидании его благословения. Священник в это время молча читает молитву к Спасителю, который как жених обручил себе святую церковь.

Закончив чтение молитвы, священник берет с престола кольцо жениха и надевает его будущему супругу, трижды осеняя его крестным знамением и произнося слова: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После этого священник надевает кольцо будущей супруге, трижды осеняя ее крестным знамением и произнося: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

В христианской традиции принято счи¬тать образ зажженной свечи символом целомудрия вступающих в брак и Божьей благодати, сходящей на них при совершении таинства венчания.

Получив благословение священника, жених и невеста обмениваются кольцами. Будущий муж отдает свое кольцо невесте, выражая этим жестом свою любовь и готовность жертвовать всем для блага своей жены. Невеста отдает свое кольцо будущему супругу, выражая свою преданность и покорность. Обмен кольцами между венчающимися происходит три раза, символизируя святость триединой сущности Господа. В некоторых случаях передавать кольца жениху и невесте может и сам священник.

После обмена кольцами священник возносит молитву к Господу, в которой просит о том, чтобы тот ниспослал свое благословение на свершившееся обручение и утвердил его своей божественной волей, а также послал ангела-хранителя молодым супругам, который будет оберегать их брак и руководить им в новой жизни. На этом обряд обручения завершается.

Начинается совершение таинства венчания: жениха и невесту, держащих в руках зажженные свечи, выводят на середину храма. Впереди идет священник с кадилом. Церковный хор встречает приближающихся жениха и невесту словами псалма 127 пророка Давида, восхваляющего осененное божественной благодатью супружество. Пение каждого стиха псалма предваряется словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Перед аналоем на полу расстилают белое или розовое полотенце, на которое становятся подошедшие жених и невеста. На аналое лежат Святое Евангелие, крест и венцы.

Корона и свадебный венец имеют единое предназначение: коронуют в первом случае на самодержавие, во втором — на «царствование» в браке.

В ответ на вопросы священника будущие супруги подтверждают свободу и непринужденность своего решения сочетаться браком. Вопрос, который священник обращает к жениху, звучит так: «Имаши ли, (имя), произволение благое и непринужденное и крепкую мысль пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» («Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?») На что жених может ответить согласно церковному канону: «Имам, честный отче» («Имею, честный отче»), хотя допустимым считается и ответ «Да».

Следующим вопросом священник выясняет, не было ли женихом дано в прошлом обещание вступить в брак другой женщине: «Не обещался ли еси иной невесте?» («Не связан ли ты обещанием другой невесте?») На что жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» («Нет, не связан») — или просто «Нет».

Аналогичные вопросы задаются и невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное и твердую мысль пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши?» «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?») и «Не обещалася ли еси иному мужу?» («Не связана ли обещанием другому жениху?»), на что получает соответствующие ответы.

Несмотря на кажущуюся формальность задаваемых священником вопросов, на самом деле в традиции православия именно добровольность и свобода решения вступить в брак считаются решающим условием для его заключения. В этот момент плотский, физический союз двух людей считается заключенным. После этого начинается таинство заключения их духовного союза — чин венчания.

Литургический возглас «Благословенно Царство...» свидетельствует о том, что вступающие в брак находятся во власти Царства Божия. Вслед за этим читаются краткие ектеньи о телесном здоровье и душевном благосостоянии вступающих в брак, после чего священник переходит к чтению трех пространных молитв.

После чтения этих молитв происходит самая важная часть таинства венчания. Все то, о чем просил священник Господа вместе со всею церковью, в этот момент начинает свершаться.

Священник берет с престола венец, подобный богато украшенной царской короне, осеняет им крестообразно жениха, дает ему приложиться к образу Спасителя на передней части венца и возлагает венец ему на голову. Если на венчании присутствуют свидетели, то венец над головой жениха держит один из них. Эти действия священнослужитель сопровождает словами: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После этого священник берет с престола второй венец и благословляет им невесту, которая целует образ Богородицы. Возлагая ей на голову венец или передавая его свидетельнице, священник произносит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Наступает самый важный и торжественный момент венчания — будущие супруги с венцами на головах стоят перед лицом всей церкви и Всевышнего и ждут его благословения.

Священник трижды произносит слова: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» — и наделенный в этот момент властью соединить двух людей в одно от лица Творца он трижды благословляет вступающих в брак. Все люди, присутствующие на совершении таинства венчания, усиливая молитвенное обращение священника, про себя повторяют его слова. Этими словами и возложением венцов на головы жениха и невесты и запечатлевается таинство венчания, освященного православной церковью и благословленного Господом.

Истинной супружеской любовью в христианстве считаются жертвенная преданность мужа жене и ее смиренная покорность мужу — отношения, подобные отношениям церкви и Иисуса Христа.

После окончания чтения Евангелия от лица церкви произносится прошение о ново¬брачных и священник возносит молитву к Господу о том, чтобы вступившие в брак сохраняли веру и единомыслие, брак их всегда оставался честным, а ложе — нескверным, чтобы они пребывали в сожительстве непорочном и жили долгие годы, совместно выполняя заповеди Божьи.

После возгласа священника «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывать Тебе, небеснаго Бога Отца, и глагол» обвенчанные супруги и все присутствующие в храме поют молитву «Отче наш», которая считается основной молитвой христианской церкви, оставленной самим Христом. Завершая таинство венчания, это молитва становится подтверждением решимости новобрачных служить Всевышнему своей «малой церковью» — семьей, становясь воплощением на земле Его воли. В знак преданности и покорности творцу новобрачные преклоняют головы.

Закончив пение молитвы, священник славит Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, возглашает: «Мир всем!» По его повелению новобрачные преклоняют головы перед Господом, а иерею подают чашу, наполненную красным вином.

После благословения иерей предлагает трижды отпить из чаши по глотку вина по очереди — сначала мужу, потом жене. После преподания общей чаши священник берет правую руку супруга и соединяет ее с правой рукой его жены, накрывает соединенные руки молодоженов своей епитрахилью и прикрывает сверху своей рукой.

После этого, следуя за священником, новобрачные трижды обходят вокруг аналоя. Символизм круга в христианстве как образа вечности имеет глубокое значение и в этом таинстве — кругом навеки скрепляется союз, благословленный Господом.

После обхождения аналоя венцы с новобрачных снимаются и священник произносит возвышенные слова приветствия супругов.

Молитвы, которые иерей читает после этого, обращены к Всевышнему, благословившему своим чудом брачный союз в Канне Галилейской. Священник просит Господа принять венцы непорочными и неоскверненными в своем Царствии. Во время чтения второй молитвы новобрачные преклоняют головы, а священник запечатлевает свое прошение к Господу именем Пресвятой Троицы и своим иерейским благословением. После этого согласно традиции в знак чистой и освященной Господом любви супруги могут поцеловать друг друга.

Не могут стать супругами по церковным законам кровные родственники, если они приходятся друг другу двоюродными или троюродными братом и сестрой, т. е. вплоть до четвертой степени родства. Невозможны браки между крестниками и их восприемниками, между крестными родителями одного ребенка, а также между одним из восприемников и кровным родителем крестника.

Священник подводит новобрачных к царским вратам, муж прикладывается поцелуем к образу Спасителя, а жена — к образу Богородицы. Поменявшись местами, муж целует образ Богородицы, а жена — образ Спасителя. После этого они прикладываются к святому кресту и получают от священника две иконы — Спасителя и Божьей Матери.

По сложившейся на Руси традиции, после венчания молодые супруги, их родители, свидетели и все остальные гости отправ¬ляются на праздничную трапезу, которая должна стать достойным продолжением того торжественного и радостного события, которое свершилось в храме. По сложившейся традиции, в наши дни праздничный обед обычно предваряет прогулка по городу.
Фотограф Азманова Дина, тел.: 89179138079

венчание 

20.01.2009, 4283 просмотра.